Видео
18
августа
2020

В Алтайском крае зафиксирована очередная массовая гибель пчёл

В Шипуновском районе всего одна неправильная химобработка полей погубила около трети пчелиного поголовья.

В Шипуновском районе жертвами единственной химобработки полей стали пять населённых пунктов. Ущерб сконцентрирован в десятикилометровой зоне от места применения агрохимиката. Что теперь делать с пятью тоннами мёда, который тоже может оказаться заражённым? 

Вот они с рамок падают и умирают на глазах оставшиеся. Запах какого-то дуста на пасеке. Вот так лежат они все кучами в ульях и возле ульев.

200 пчелосемей и 20 лет работы по созданию пасеки семьи Юхиных пропали в одночасье. В минувшую субботу в Шипуновском районе начался массовый падёж пчёл. Подсчёт погибших пчелосемей ещё продолжается, но ветеринарная служба получила заявления с 51 пасеки. Это только официальные, те, кто оформил ветсанпаспорт и в сельсовете записал своих пчёл в похозяйственную книгу.

Фермер, у которого мы стоим на полях, он ничего не обрабатывал, никаких обработок в ближайшее время не проводил. Начали выяснять, кто и что. Выяснили, что один фермер обрабатывал с дельтаплана поля. И все пасеки в радиусе 10 км погибли.

 Ольга Юхина, владелица семейной пасеки

Фамилию обработчика пчеловодов просят не называть в эфире, но крепкий фермер в районе известен каждому. По его словам, для защиты посевов рапса от тли с воздуха был разбрызган инсектицид 3-го класса опасности для человека и 1-го класса опасности для пчёл – китайский «Тод». В правилах обращения есть прямой запрет на применение: в личных подсобных хозяйствах; авиационным методом и в водоохранной зоне водных объектов.

Вот он мёд, который в рамках, я не знаю куда его, теперь будем откачивать, сдавать на анализ, либо выливать, либо сейчас будем разбираться, либо фермерам отдавать, выльем, пусть ест полной ложкой.  
 Владимир Юхин, пчеловод

В ульях осталось около пяти тонн мёда, в котором могут оказаться следы фосфорорганических соединений ядохимиката. Пробы анализирует Алтайский филиал «Центральной научно-методической ветлаборатории».

До сих пор специалисты Россельхознадзора исследовали лишь пробы грунта и зелёной массы с полей, погибших пчёл изучали в краевой ветлаборатории. Несостыковки методик влияют на крайне малое количество положительных решений в стране по искам пасечников к обработчикам о компенсации. В нашем регионе итоги пчелопада прошлого лета ещё разбирают в судах и лишь малую часть прямого ущерба возместили из краевого бюджета по специальному указу губернатора.
 Ирина Питина, директор Алтайского филиала «Центральной научно-методической ветеринарной лаборатории»

Ситуация, произошедшая в Шипуновском районе Алтайского края, конечно, возмутительная. ОНФ, Общественная палата РФ берут ситуацию на контроль, мы будем контролировать ход расследования, будем проверять, насколько качественно проводятся все необходимые исследования государственными лабораториями, и также будем контролировать, чтобы правоохранительные органы довели до конца расследование и, в случае необходимости, возбудили уголовное дело.

 Олег Сирота, первый заместитель председателя комиссии по развитию АПК и сельских территорий Общественной палаты РФ, руководитель проекта ОНФ «Народный фермер» 

Член Общественной палаты России, руководитель проекта ОНФ «Народный фермер» в Алтайском крае побывал накануне, чтобы изучить работу цифровой системы предупреждения пчеловодов о химобработках в виде первого в стране приложения для смартфона «Мобильная пасека».

Закон Алтайского края «О пчеловодстве» предписывает обработчикам предупреждать о применении химии за три дня, чего в Шипуновском районе не было сделано, пчеловоды обратились в правоохранительные органы.

Село Точильное прошлым летом находилось в самом эпицентре пчелопада, который затронул 85 пасек в 11 районах. Тогда ядохимикаты применили на площади 69 тысяч гектаров. И в этом году шесть фермеров на окрестных полях снова посеяли подсолнечник и рапс.

С неделю я глотал таблетки успокаивающие. Узнал, в Мамонтовском районе пчеловоды начали жаловаться, что травить самолётом первым классом, а я так лежу, думаю, Господи, так у меня тоже подсолнух рядышком. Решили обрабатывать новым препаратом, обработали удачно, я спал спокойно. Ни одна пчела не померла.

 Пётр Кабанов, пчеловод

Подсолнечник ещё цветёт, на нём работает пчела, а вредитель луговой мотылёк погиб. Это результат применения биопестицида. 

Там, где у нас Точильное, Александровка по ветсанпаспортам числится 3000 пчелосемей. И жители благодарны, а теперь само хозяйство, руководитель, собственник говорит, мы теперь активно будем применять.

 Сергей Тастан, председатель правления Национальной ассоциации пчеловодов и переработчиков продуктов пчеловодства, член Общественной палаты Алтайского края

2500 га подсолнечника в хозяйстве «АгроСибирь» опрыскали средством для борьбы с вредителями леса. Кроме Смоленского, биопестицид также прошёл проверку на полях Волчихинского и Новичихинского районов. Там пять хозяйств выбрали альтернативу губительным для пчёл препаратам.

Пчеловодство и полеводство должны идти в одной связке, если пчёл не будет, то и зерна не будет. Я надеюсь, что услышат другие полеводы и правильное примут решение в этом направлении, сколько можно травить пчёл.

 Любовь Кривобокова, зоотехник по пчеловодству

Пчёлы при помощи опыления приносят полям до 50% повышения урожайности. Пока неизвестно, сколько в урожае потеряет Шипуновский район. Всего одна неправильная химобработка там погубила около трети всего пчелиного поголовья. ВЕСТИ 22