Новости
12
марта
2020

220 лет тому назад не стало знаменитого змеиногорского гидротехника К.Д. Фролова

9 марта 1800 года, во время приезда в Барнаул на очередное заседание Горного совета скончался наш земляк Козьма Дмитриевич Фролов. К тому времени ему шел восьмой десяток. Похоронили великого гидротехника на Нагорном кладбище в Барнауле. С его кончиной канула в Лету целая эпоха – XVIII век, когда первые переселенцы начали осваивать необжитые леса и степи, строить в открытом поле первые дома-мазанки и создавать первые предприятия горнодобывающей промышленности равных которым в то время не было ни в России, ни даже в Европе.

Сын Козьмы Дмитриевича, Петр, поставил на могиле отца в 1808 году памятник из серого гранита с двумя чугунными досками.

На доске, обращенной к югу, было написано:"Здесь погребен берггауптман Козьма Дмитриевич Фролов, родившийся 29 июня 1728 года и скончавшийся 9 марта 1800 года" (Дата рождения на отливке дана неточно: Фролов родился в 1726 году).

Надпись на доске с северной стороны гласила: "Не вечно все! Прохожий сам тому свидетель. Нетленны лишь одни заслуги, добродетель. В знак сыновнего почтения соорудил сей памятник бергмейстер Фролов 1800 года». Памятник был разрушен в 30-е годы ХХ века, а позже на том же месте был сооружен новый.

Козьма Дмитриевич Фролов родился 29 июня 1726 года на Урале (Полевский завод) в семье мастерового Дмитрия Фроловича Фролова и Федосьи Ивановны (Дмитрий и Федосья Фроловы родились в 1699 году).

Окончил при заводе арифметическую школу, а 1 апреля 1744–го – горнозаводскую, в Екатеринбурге.

3 февраля 1763 года, вместе с берггауером Кузнецовым, Козьма Дмитриевич прибывает на Алтай в Змеиногорск. Здесь он построил четыре похверка, разместив их на одном деривационном канале, и механизировал весь процесс толчения и промывки руды создав прообраз завода-автомата (1763-1770 годы);

В 1780 году в следствии быстрой разработки Змеиногорский рудник, был почти затоплен. Выплавка серебра уменьшилась. Были планы на Воскресенской шахте строить конные водоподъёмники, но К.Д. Фролов решил заменить труд лошадей на труд небывалой по размерам машины – вододействующего двигателя.

В 1783 году на Вознесенской шахте Козьма Дмитриевич построил подземную деривационную установку со "слоновым" колесом диаметром 18 метров, способным поднимать воду с глубины 63 метра. Колесо было торжественно запущено в начале мая 1783 года. Священником Змеиногорского рудника был проведен молебен и освящение колеса.

Применение гидросилового каскада потребовало расходов в 16 раз меньше, чем конные водоподъёмники. Шахтные колёса большого размера были установлены на Вознесенской и Екатерининской шахтах. Камеры для них были вырублены в скальной породе. Гидросиловая система К.Д. Фролова приводила в движение лесопилку, кузницу, рудоподъёмные машины Вознесенской и двух Екатерининских шахт, водоотливные, рудодробильные и рудопромышленные устройства.

В 1786 -1787 годах был осуществлён ещё ряд технических проектов, в частноти рудоподъемник "патерностер".

Для обеспечения кратчайшего пути воды от рудника до пруда был пробит подземный 700 - метровый канал к водоналивным колёсам. Далее вода катилась по жёлобу вращала колесо Преображенской шахты. Благодаря сложной механической системе бадьи с рудой поднимались на поверхность с глубины более 100 метров. Позже вода попадала в подземную камеру Екатерининской шахты. От рудоподъёмника вода переходила к следующему колесу, для откачки воды из Александровского орта. Откаченная вода поднималась до Гавриловского орта и, преодолев подземный коридор, падала на колёса Вознесенской шахты.

После внедрения этого изобретения Фролову был присвоен чин Берг - гауптмана VI класса, что по «Табели о рангах» соответствовало званию полковника. Козьма Дмитриевич был награждён орденом Святого Владимира 4 степени и назначен директором всех Колывановских заводов.

После смерти изобретателя И.И.Ползунова К.Д. Фролов участвовал в настройке и доработке универсального парового двигателя.

К сожалению, ни одного прижизненного портрета Козьмы Дмитриевича Фролова исследователями не найдено.

После смерти изобретателя, его место занял его сын Петр Козьмич Фролов, который также достиг небывалых успехов в технике создав первую в мире узкоколейную чугунно-рельсовую дорогу на конной тяге протяженностью почти 2 километра.